Юрий Васнецов (1900-1973) — живописец, график, сценограф, известный в первую очередь как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. В камерном пространстве в зале № 80 корпуса Бенуа Русский музей покажет картины художника, мало известные широкому зрителю.
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/7f/06/bc7f06038b0c3887370723ff3da7f238/656x573_1_8d28facbbe4325211db46b909464d6e2@1000x872_0xD50NMiln_1119397788360822464.jpg.webp)
Уроженец Вятки, Юрий Васнецов был дальним родственником Виктора Васнецова, большая выставка работ которого идёт на первом этаже корпуса Бенуа. Юрий Васнецов учился в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских, где усвоил систему цветовосприятия Михаила Матюшина (её кураторы рекомендуют прослеживать в «Голубом пейзаже» 20-х годов). Чуть более поздний «Натюрморт с шахматной доской» связан с периодом обучения в Государственном институте художественной культуры под руководством Казимира Малевича — Васнецов тогда осваивал кубистическое построение картины. Отправившись в 1931 году с художником Николаем Костровым в карельский посёлок Сороки (Беломорск), Юрий Васнецов создал запоминающийся образ рыбака — картину «Рыбак с сёмгой».
В 1932 году Васнецова приняли в аспирантуру Всероссийской академии художеств, где он занимался у Владимира Лебедева. Темой диплома художник выбрал застолье в провинции, но работа осталась незавершённой — в собрании ГРМ есть один из этюдов к ней («Дама с мышкой»).
И, конечно, Русский музей подчёркивает работу Васнецова в Детгизе — также под руководством Владимира Лебедева. Там трудились многие знаковые художники, в своих работах они в чём-то ссылались на стиль детских рисунков, что давало возможность применять опыт авангардистов. Эти приёмы было невозможно применять в станковой живописи, но в иллюстрации детских книг они продолжали жить. Музей приводит цитату из интервью художника: «В сказке все должно быть по-другому. Коробка спичек тоже должна быть сказочной […], нельзя все страшно досказывать, прорисовывать». Юрий Васнецов очень ценил работы грузинского художника Нико Пиросмани и в своих иллюстрациях создавал особое «сказочное» мироощущение. В его семье хранились подносы XVII века, резные ставни деревенских окон, нижегородские расписные прялки XIX века.
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/88/c4/7b88c45e9b48dcf757740349cf0683ac/600x600_21_23c9e201773e8e7d046f3eba4bf238c2@700x1000_0xC01EWtno_0753761218193614384.jpg.webp)
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/90/7f/5d/907f5d6ac5babf2860742ce6381eb8c4/600x600_21_773161d82bb45f4d113124c9edf00180@691x1000_0x0wJWPbXG_3763244713708706786.jpg.webp)
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/15/95/bb1595ddeab4fbe7452236b1b10a75e3/600x600_21_575b5591a475f333aca930b3fbfc0103@779x1000_0xzPzYW8e7_4252822332570677390.jpg.webp)
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/4d/b8/d44db8d95de23fe07f42b9573ab77986/600x600_21_042b04146b57753ac35199ef3bb8830d@831x1000_0xJiuAtSs3_5237403893390397244.jpg.webp)
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/ab/a9/d4aba9f873250355a68dcd9b1c5fa61e/600x600_21_44514db09571fbf4b4db1b63416e18e5@935x1000_0xaAo0k7mF_6319917926425870816.jpg.webp)
![Источник: пресс-служба ГРМ](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/ca/77/4aca77916aa222d7f6aff2a53f565676/600x600_21_bacc7e8a3a0e35fdcff3d04dd999b456@513x1000_0xc1Y8Nyi8_8959539943856495100.jpg.webp)
В период блокады в конце 1941 года художник эвакуировался в Пермь. В 1943 году жил в Загорске (Сергиевом Посаде), где создал живописные пейзажи в серебристой гамме. В 1960-е годы художник много занимался живописью, однако картины не покидали стен его мастерской. Среди прочего он писал виды посёлка Рощино, где у него была дача. В поздний период живопись художника стала особенно пастозной, работ Васнецов создавал уже не много, но над каждой трудился очень тщательно.
Выставка «Юрий Васнецов. К 125-летию со дня рождения» пройдёт в зале № 80 на втором этаже корпуса Бенуа с 5 февраля по 17 марта 2025 года. 0+